Проекты и Рекомендации

Мониторинг публикаций СМИ Оренбургской области

В задачи исследования входил обзор публикаций местной прессы, социологического опроса, стандартизированного интервью с помощью  методов социально - антропологического наблюдения. Арсенал исследовательских приемов, взятый в комплексе, позволил представить социально-культурную ситуацию с разных точек зрения, в т.ч. «изнутри» - с позиций участников общественных отношений, что особенно важно учитывать тем, кто уполномочен принимать важные управленческие решения в сфере государственной политики.

Эксперты изучили схемы деятельности указанных акторов и особенностей их реагирования на общественно-политическую обстановку, исследовав пути возникновения общественных стереотипов и таких понятий как «свой» и «чужой», способы маркирования этих воображаемых категорий, формирование стратегий коллективного отношения к ним.

Изучение проводилось методами антропологического интервью и включенного наблюдения, позволяющих в отношении респондентов фиксировать не только декларируемые ими цели и точки зрения, но и фактические действия (прием «прерванного интервью», составление «дневника встреч» и т.д.). Сопоставление выявленных таким образом закономерностей мировосприятия и вариантов социальных стратегий разных акторов позволил по-новому оценить этническую ситуацию, как базирующуюся не только на мнении жителей, полученной социологическим путем, но также исходя из изучения образа мышления и действий важнейших в этой сфере акторов.  Для каждого из акторов составлена характеристика деятельности в контексте задач укрепления добрососедских отношений и взаимопонимания в обществе. На основе полученных результатов были сформулированы рекомендации для целей более эффективной региональной политики в данном направлении.

Важный этап исследования было проведение массового социологического опроса населения методом стандартизированного интервью (выборка 500 человек). Для сопоставимости вопросы в анкете сходны с теми, что применялись в исследованиях прежних лет. Сравнение результатов социологического исследования с данными полученными антропологическими методами, позволило получить более полную картину социокультурной стратегии и модели поведения разных групп людей,  показать различия интерпретации одних и тех же социальных явлений представителями разных сообществ, что нередко и является причиной формирования негативных стереотипов, межкультурных фобий и напряженности.  Для более детальной классификации общественных настроений и сопутствующей им сферы коллективных страхов, мифов и слухов использовалась методика индикаторов этнологического мониторинга, разработанная Сетью этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN).

Оренбургская область в контексте мониторинга этноконфессиональной и миграционной ситуации представляет собой уникальный случай сочетания приграничного положения, наличия традиций добрососедства народов и культур, активного участия региональных властей в сфере регулирования этнических, конфессиональных и миграционных отношений. Проведенное исследование позволило экспертам дать практические рекомендации Органам государственной власти и средствам массовой информации Оренбургской области .




Версия для печати





ООО "Этноконсалтинг" 

119991, Москва, Ленинский пр 32-а 
Тел./Факс: +7 (495) 954-93-21

моб. тел. 8 (916) 190-38-60

ООО "Этноконсалтинг" 
119991, Москва, Ленинский пр 32-а 
Тел./Факс: (495) 954-93-21
моб. тел. 8 (916) 190-38-60
e-mail:
ethnoconsul@gmail.com